Савва преображенский монастырь. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Собор Рождества Богородицы

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Книга Скит преподобного Саввы
  • Саввино-Сторожевский монастырь

    Адрес Саввино-Сторожевского монастыря: Московская область, г. Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь.
    Обращаю внимание - никакого другого почтового адреса у монастыря нет - даже на официальном сайте www.savvastor.ru . Монастырь находится на окраине Звенигорода, и найти его можно, только руководствуясь схемой проезда - например, вот этой.
    Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Автобусом от ст. метро Кунцево до города Звенигорода, далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на автомобиле: по Минскому или Новорижскому шоссе.
    Фотоальбом Саввино-Сторожевского мужского монастыря.
    Рассказ о поездке в Звенигород к Саввино-Сторожевскому монастырю.
    Саввино-Сторожевский монастырь: http://www.savvastor.ru/
    Посмотреть на карте яндекса:

    Во время правления царя Алексея Михайловича обитель преподобного Саввы становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится «собственным государевым богомольем» и управляется непосредственно Тайным приказом - личной царской канцелярией.

    1656 год - приезд в монастырь Антиохийского Патриарха Макария - одного из Вселенских Патриархов.

    1667–1668 гг. - в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев колокольный мастер Александр Григорьев отливает самый большой монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн) прямо на территории обители около Звонницы. Колокол обладал необычайно красивым густым и мелодичным звоном, по преданию, был слышан даже в Москве. На Звоннице появляется еще одна башенка для часового колокола, вывезенного царем из Смоленска и подаренного обители.


    Вид от Рождественского собора на звонницу.

    1674 год - царь Алексей Михайлович сравнял по значению Саввин монастырь с Троице-Сергиевой обителью.

    1680 год - царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты серебряную раку для мощей преподобного Саввы. Монастырь при царе Федоре Алексеевиче называется «комнатным государевым» и «первостатейным».

    1682 год - во время стрелецкого бунта царица Наталья Кирилловна с царевичами Петром и Иоанном Алексеевичами и царевной Софьей Алексеевной две недели укрывались в обители. При царях Петре и Иоанне Алексеевичах монастырь подведомственен Монастырской Государевой Палате.


    Порталы дверей Рождественского собора.

    Узоры портала дверей Рождественского собора.

    1693 год, 29–30 мая - обитель посетил 17-летний Петр I и даже отметил здесь свой день рожденья. У монастырских стен был устроен потешный бой.

    1693 год - освящена теплая каменная церковь Преображения Господня, пристроенная к монастырской Трапезной (при царе Алексее Михайловиче на этом месте была деревянная церковь св. равноап. кн. Владимира). Средства на строительство были даны царевной Софьей Алексеевной в память своего спасения во время стрелецкого бунта 1682 года, т.н. «Хованщины». Тогда же в храм был перенесен старый иконостас из Рождественского собора. По преданию, это был «Рублевский иконостас ».


    Дворец царя Алексея Михайловича.

    Резное крыльцо дворца царя Алексея Михайловича.

    1699 год - после подавления стрелецкого бунта 100 мятежных стрельцов в строжайших условиях содержались в обители (предположительно, в подклете Царицыных палат). «Держать их в том монастыре в тюрьмах скованных и связанных и на тюрьмы очистить им кельи и никого к ним не подпускать и чернил и бумаги давать им не велеть».

    1700 год - царь Петр Алексеевич перевел все дела Саввина монастыря и приписных к нему монастырей в ведение Посольского Приказа. По духовным делам монастырь непосредственно подчинялся сначала Митрополитам, потом Патриархам. По учреждении Синода монастырь перешел в непосредственное его ведение.

    1713 год - на помин души царевны Софьи Алексеевны в обитель дано толковое Евангелие 1698 года.

    В 1721–1775 годах монастырь является ставропигиальным, подчиняется непосредственно Святейшему Синоду.


    Галереи монастырских стен.

    Галереи монастырских стен.

    В 1729 год у обитель посетила царица Евдокия Феодоровна, первая супруга Петра I , примерно в то же время - герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, сестра будущей императрицы Анны Иоанновны.

    1740 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной.

    1742 год - сгорает второй деревянный этаж Дворца царя Алексея Михайловича и возобновляется в кирпиче по совершенно новым, на западный манер, строительным приемам - анфиладой залов.

    1743 год - монастырь передан в управление Московскому архиепископу Иосифу Волочанскому.


    На территории монастыря.

    1749 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной.

    1762 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.

    1764 год - при разделении монастырей на три класса Саввин монастырь отнесен к числу первоклассных ставропигиальных монастырей со штатом в 33 монаха.

    В 1775–1799 годах монастырь управляется архиепископом Московским (впоследствии митрополитом).

    1775 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.

    1778 год - пленившись красотой монастыря и его живописными окрестностями, Екатерина II решает отремонтировать пришедшую в ветхость обитель и заказывает французскому архитектору Леграну проект загородного дворца на территории монастыря. Согласно проекту, должны были быть снесены восточная стена, Красная башня, Сергиевская (Троицкая) церковь и Царицыны палаты. Проект Екатерине, видимо, не понравился, и она изменила свое решение строить здесь загородный дворец. Вместо этого в монастыре в это время были проделаны многие ремонтные работы.


    Надпись на ограждении: "алтарная часть храма прп. Иоанна Лествичника , не подниматься и не заходить за ограждение".

    Деревянные шатры крепостных башен заменяются на металлические, построенные в барочном стиле. Позакомарное покрытие Рождественского собора заменяется на плоское, четырехскатное. Верх стен собора расписывается, стенописи поновляются. Над центральной частью Царицыных палат строится второй деревянный этаж - «Архиерейские покои». Северная часть Дворца царя Алексея Михайловича и западная башня «Больничная» разбираются за ветхостью. Разбирается западная часть Братского корпуса, и на ее месте строится Малый келейный корпус.

    1781 год - над ракой с мощами прп. Саввы Сторожевского была установлена деревянная сень на средства графа Н.В. Шереметева.

    1782 год - разбираются Больничные палаты с церковью св. Иоанна Лествичника. Над Братским корпусом надстраивается второй этаж. Фасады всех зданий, выходящие на Парадный двор, декорируются в псевдорусском стиле.

    1799–1919 годы - настоятелями монастыря являются епископы Дмитровские (позже Можайские), которые были викариями (ближайшими помощниками) Митрополита Московского.

    1800-е гг. - дворец царя Алексея Михайловича по проекту архитектора Борисова перестраивается под Духовное училище.

    1806 год - обрушились своды Трапезной палаты XVII века, здание перестраивается и приспосабливается под нужды Духовного училища.

    В 1807 году к Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная над фамильным склепом Шереметевых.

    1812 год, август–сентябрь - Вице-король Италии, наследный принц, пасынок Наполеона Евгений Богарне останавливается во Дворце царя Алексея Михайловича и в первую же ночь, по преданию, явился ему преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, если тот оградит собор от расхищения французскими солдатами, а также (согласно семейному преданию) предрек принцу, что его дети будут жить в России. Богарне исполнил просьбу святого старца и единственным из Наполеоновских военачальников остался жив и даже не ранен и прожил долгую и счастливую жизнь.

    1825 год - Сергиевская церковь переосвящается во имя Живоначальной Троицы, а Троицкая церковь на Звоннице - во имя преподобного Сергия Радонежского.


    Угловая башня, в которой обустроена гостевая трапезная для гостей монастыря.

    В 1830-е годы начато строительство монастырских гостиниц за Северными вратами обители.

    1837 год - ходе путешествия по России обитель посещает наследник престола цесаревич Александр Николаевич.

    1839 год - в монастырь приезжает сын принца Евгения Богарне герцог Максимилиан Лейхтенбергский с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принимает православие, женится на Марии Николаевне и остается жить в России.

    1841 год - в монастырь приезжает наследник престола цесаревич Александр Николаевич с супругой Марией Александровной.

    1847 год - по воле Николая I из государственной казны на благоустройство монастыря выдано 100 000 руб., а цесаревичем Александром Николаевичем на устройство сени над ракой преподобного Саввы пожаловано 300 руб.

    1862 год - на средства купца I-й гильдии, почетного гражданина Звенигорода Павла Григорьевича Цурикова и усердием наместника обители в километре от монастыря устраивается Саввинский скит. Над пещерой - местом покаяния и молитвенных подвигов преподобного Саввы - строится каменная церковь во имя Преподобного и кельи для четырех монахов, огороженные стеной с тремя башенками.

    23 августа - второе обретение и перенесение святых мощей из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.

    8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского

    12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста - преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).

    Скит преподобного Саввы.

    Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками.

    В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского , а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

    Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым.

    Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид.

    Основная заслуга практического воплощения идеи Cкита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.

    Скит прп. Саввы посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья. Особым усердием к монастырю и Скиту отличался Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор.

    Церковь преподобного Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры. В интерьере храма был резной иконостас , исполненный из разных пород дерева - розового, орехового и сибирской березы. Храм был освящен митрополитом Филаретом 2 сентября 1862 г. Кроме того, в Скиту была церковь во имя святителя Николая Чудотворца , находившаяся на втором этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы прп. Саввы Сторожевского. Особенно торжественной была служба в Скиту в конце августа 1889 г., когда туда был принесен из Троице-Сергиевой лавры чудотворный образ прп. Сергия Радонежского.

    По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго. Так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 часа ночи, литургия в 8 часов утра, вечерня в 3 часа и затем следовало чтение правил.

    К старцам в Cкит часто приходили люди, искавшие духовного совета: «Здесь, среди полной тишины, живут ревнители подвижничества. Впрочем, и сюда нередко приходят богомольцы; иные из них со слезами просят совета и утешения от опытных в духовной жизни людей». Старец Cкита схимонах Илия был духовником Звенигородской Аносиной Борисоглебской обители. В скитах жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты - неустанно молиться за весь мир.

    Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия - плели коврики, вырезали деревянные ложки.

    Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX века. Он представлял собой десятки зданий, в том числе - отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня.

    Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.

    К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы , сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы.

    История Саввино-Сторожевского монастыря неразрывно связана с судьбой его основателя, звенигородского чудотворца Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Он родился в княжение Ивана Калиты, около 1327 года. Известно также, что часть своей жизни Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия, после кончины которого в 1392 году Савва стал игуменом Троицкой обители. Через 6 лет преподобный оставляет пост игумена и по просьбе своего духовного чада, князя Юрия Дмитриевича, младшего сына Дмитрия Донского, переселяется в Звенигород. В Житие преподобного написано: «Христолюбивый же этот князь еще более упрашивает преподобного старца, чтобы тот никогда не разлучался с ним, но пребывал у него, и основал монастырь в отечестве его близ Звенигорода, где есть место, называемое Сторожи. Усердный же в послушании Савва, видя душевное желание князя, и от этого не отказался, но все возложил на всемогущего Бога, любя труды пошел в названное место. И как небесный рай благовонными насажденный цветами обрел его».

    Ранний период истории монастыря конца XIV – начала XVII века

    В конце XIV столетия Савва выстроил деревянный храм Рождества Богородицы и келью при нем. Совсем скоро в новую обитель устремились иноки, были построены новые кельи, монастырь обнесли деревянной оградой с воротами с северной стороны. Ища уединения для молитвы и благочестивых размышлений, преподобный Савва удалялся в пещеру, на месте которой сейчас находится скит.

    Благодаря покровительству князя Юрия Дмитриевича, монастырь очень скоро становится важнейшей обителью Звенигородского края, которая была освобождена от дани и пошлин и получила в дар от князя многочисленные владения. В 1405 году был сооружен белокаменный собор Рождества Богородицы на месте деревянного храма.

    Преподобный Савва скончался 3 декабря 1406 года, около 80 лет от роду, 60 из которых он совершал иноческий подвиг.

    В 1547 году на Макарьевском соборе Савва был причислен к лику святых, в том же веке к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел в честь преподобного.

    На протяжении нескольких веков Саввинский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на Западе и был любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжал Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор.

    В начале XVII века монастырь сильно пострадал во время польско-литовской интервенции и был разорен. Возрождение обители началось при Михаиле Федоровиче Романове и его отце Патриархе Филарете, которые глубоко почитали преподобного Савву.

    Второй этап строительства монастыря середины XVII–XIX века

    В 1650 году начался второй значительный период в истории строительства монастыря - царь Алексей Михайлович издал указ о создании нового монастырского ансамбля на горе Сторожи. Именно тогда монастырь приобрел облик, который во многом сохранился и до наших дней. 19 января 1652 года при участии царя состоялось обретение мощей игумена. Царь избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни и царские палаты. Специально для царицы Марии Ильиничны были возведены Царицыны палаты.

    Алексей Михайлович стал именовать обитель Лаврой и приравнял ее к Троице-Сергиеву монастырю.

    В Рождественском соборе были проведены необходимые восстановительные работы, пристроены галереи, в одной из которых расположилась молельня царя. Стены храма заново расписали 29 царских иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. До наших дней сохранились фрагменты самых ранних росписей храма, которые относятся к XV веку и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева.

    В 1650–1656 годах были построены основные здания и крепостные стены с семью башнями, из которых сохранилось шесть. Были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский, а также звонница и Трапезная палата, Царский дворец и Царицыны палаты, Братский и Келейный корпуса.

    В XVIII веке монастырь утратил свое положение и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна, а также императрица Екатерина II. В 1839 году его посетил император Николай I, позже поклониться мощам преподобного Саввы приезжал император Александр II.

    Монастырь в ХХ веке

    После 1917 года звенигородская обитель была закрыта. В 1918 году в результате действий местных властей была реквизирована часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. Были осуждены наместник монастыря, священнослужители и миряне, выступившие против кощунственного вскрытие мощей преподобного Саввы. Мощи были конфискованы, а монастырь прекратил свое существование.

    В советские годы в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. За эти годы в соборе Рождества Богородицы были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.

    В 1995 году монастырь был возрожден. В 1998 году Святейший Патриарх Алексий II, во время празднования 600-летия обители, торжественно вернул мощи преподобного Саввы в собор Рождества Богородицы, где они и хранятся сегодня. Научно-исследовательский институт реставрации провёл работы по спасению самых древних росписей собора.

    Вместе с действующими храмами нынешней обители на территории располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В Царицыных палатах восстановлены интерьеры боярских покоев, посетители могут увидеть предметы мебели, посуды, ткани, женские украшения XVII века и воссозданные изразцовые печи.
    Сегодня при монастыре устроен детский приют, проводятся богословские курсы, а также открыта библиотека, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

    Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

    В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII-XIX вв.

    Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

    Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

    Около 1405 г. был сооружен белокаменный , у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

    К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

    Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

    В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

    Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

    В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

    Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.

    В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также и (1650-е гг.), и , и другие сооружения.

    В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

    Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

    Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

    При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

    При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.

    В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

    В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

    В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

    Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

    После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

    Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

    Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

    В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

    Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

    В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

    В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

    В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

    Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

    В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

    В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

    Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

    При монастыре устроен , действуют двухгодичные для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

    Основная литература:

    • Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
    • Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII-XXI век. Авт. текста Яшина О.Н. М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
    • Кондрашина В.А . Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998.
    • Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
    • Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря//Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007. С. 134-202.
    • Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

    Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

    Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.



    Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне "безусловная" дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию "Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами". В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд "собственного" монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник "игумена земли Русской", часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, "да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи". Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в "его" монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи "выводят" 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

    Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в "малую палату", где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился - его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея - "вся из каменного хрусталя" (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об "удивительно блестящей позолоте" соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас - высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали "жалованные живописцы" Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол ("куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов").

    В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом "первокласный" монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях ("Царицыны палаты"). После чего отбыла в Москву. По общему "настроению" монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских "гостей", из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте - и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного - именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

    Одно из важнейших событий ХIХ века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.

    Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.



    Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".

    Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

    Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.

    Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.

    В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.

    Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.

    Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь

    Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, находящийся в подмосковном Звенигороде, некогда называли Лаврой, и это многое может сказать о степени его популярности в народе. Он был основан преподобным Саввой – учеником Сергия Радонежского и одним из самых ярких духовных деятелей эпохи национального возрождения.

    Саввино-Сторожевским монастырь назван по горе Сторожи, на которой был он основан (сама же гора нареклась так из-за воинской стражи, наблюдавшей с нее за окрестностями), и имени его основателя, одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского (первого скорее не по времени прихода к Троицкому игумену – в списке первой дюжины имени его нет, – а по благочестию). Известно, что еще при жизни преподобного Сергия Савва был духовником Троицкой обители (и, кстати, самого Радонежского чудотворца), а по кончине Троицкого первостроителя, когда преемник его Никон ушел в затвор, именно Савва все шесть лет Никонова молчания нес бремя игуменства в обители преподобного Сергия.

    Своим духовником почитали его и вдова Дмитрия Донского Евдокия (незадолго до смерти постригшаяся в монашество с именем Евфросиния), и третий (а по праву престолонаследия второй, ибо первый умер во младенчестве) сын его Юрий (заодно и крестный сын самого преподобного Сергия), ставший по завещанию отца князем Звенигородским. Считается, будто именно однажды упросил преподобного Савву идти с ним в Звенигород освятить княжий дом.

    Впрочем, есть и другая версия, согласно которой преподобный Савва и Юрий (Георгий) Звенигородский (в то время человек по нынешним меркам молодой) уже тогда задумали создание в вотчине князя Юрия своего рода Русской Палестины – два с половиной века спустя нечто подобное попытается устроить совсем рядом Патриарх Никон. Как бы то ни было, но преподобный Савва покинул отчую обитель и отправился в Звенигородский удел, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. И когда присмотрел у впадения речки Разварни в Москву подходящее место, «словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами», пал со слезами пред нею и вознес молитву, прося благословения. Здесь в 1398 году и был заложен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с которого началась обитель на Сторожах. Слух о подвижничестве и благочестивой жизни преподобного Саввы очень скоро привлек многих, и когда братии собралось для того достаточно, блаженный Савва завел общежитие.

    Князь Юрий помогал обители, и еще при жизни преподобного Саввы воздвигнут был уже каменный собор Рождества Богородицы (1405), впоследствии ставший образцом для каменного Троицкого собора Сергиева монастыря (построенного, кстати, все тем же Юрием Звенигородским). Судя по тому, что ко временам князя Юрия относится и находящаяся неподалеку от города Введенская церковь, очевидно, что молодой князь, руководимый старцем Саввой, намеревался охватить Звенигород «поясом Богородицы». Ныне ничего неизвестно о храмах, составлявших этот «Звенигородский пояс», но велика вероятность, что они были деревянные и просто не сохранились до наших дней: слишком много разрушений выпало на долю удела.

    Преподобный Савва достиг глубокой старости, не изменив уставного правила. Изнурив тяжкими подвигами свою плоть и заболев, он почил о Господе 3 декабря 1407 года, перед кончиной наказав братии блюсти чистоту телесную, братолюбие и смирение, подвизаться в посте и молитве, после чего преподал всем мир и целование. На погребение его собрались почти все звенигородские жители, князья и бояре. Рака с мощами блаженного была поставлена в построенном им Рождественском соборе.

    Князь, лишившись духовника и наставника, продолжал посещать обитель и всячески ей помогать. Роль Звенигородского князя в русской истории гораздо больше, чем принято думать: достаточно сказать, что изображение тезоименитого своего святого Георгия Победоносца первым на своих монетах начал печатать именно он. Умер он в 1434 году, успев перед своей загадочной смертью занять (после смерти старшего брата и согласно завещанию отца) и великокняжеский престол (что, скорее всего, и послужило причиной его неожиданной кончины после трехмесячного правления).

    Каждый новый хозяин Звенигородчины старался подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение. Андрей Васильевич и давал ему грамоты, и разрешал споры монастыря касательно владения отчинами. Не отставали и княжьи жены: вдова Василия Темного Мария Ярославовна в 1462 году подарила «на помин души» супруга Василия и сына Юрия сельцо Шульгино с деревнями и угодьями.

    Монастырь постепенно улучшался, получая все больше средств. Усердие князей и бояр к обители особенно увеличилось после известий о чудотворениях преподобного Саввы.

    В середине XV века было первое явление преподобного игумену сторожевскому Дионисию: во сне предстал ему преподобный Савва, повелев написать на иконе свой лик. Игумен Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви. С этих пор у гроба преподобного начали происходить многие исцеления. Вероятно, тогда и стали чтить память первостроителя Сторожевского, призывая его в молитвах.

    В XVI веке известность монастыря росла, на богомолье сюда приходили самодержцы, а князья обогащали его вкладами. В это время в монастыре была уже многочисленная братия (при Иоанне Грозном – больше семидесяти иноков).

    XVII век явился веком славы Сторожевскаго монастыря, особенно после обретения нетленных мощей преподобного Саввы. Однако в начале этого столетия, в период Смуты, обитель изрядно натерпелась от насилия и хищничества иноплеменников, окружавших Лжедмитрия I. В 1606 году, когда Лжедмитрий был в селе Вяземы, в монастырь проник отряд поляков, разорив и попалив обитель и приписанные к ней деревни, а также захватив казенные деньги, лошадей и хлебные запасы. Тогда затерялись и некоторые грамоты, жалованные от прежних князей. Царь Василий Иванович Шуйский, узнав из челобитной игумена о разграблении обители и ее вотчин, в 1607 году освободил монастырские села и деревни от платежа ямских денег на один год.

    "Простому, по не без изящества дворцу царя Алексея Михайловича присуща скорее легкость, нежели величавость"

    монастырю грамоту, по которой, в связи с разорением «от литовских людей», велено было не брать с монастырских товаров пошлин при их перевозке по реке Москве.

    При Михаиле Федоровиче обитель с каждым годом все более процветала. Государь часто ездил сюда на богомолье, жаловал монастырь грамотами и вкладами. На колокольне было три колокола с именем царя Михаила: один, вседневный, отлит в 1636-м, а два другие – в 1620 году.

    Время правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), которое называют «золотым веком русского благочестия», оказалось добрым и для обители преподобного Саввы. Усердием государя монастырь быстро залечил раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси. Восстановление и украшение обители государь начал с древнего Рождественского собора, где под спудом почивали честные мощи основателя – преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

    По завершении работ в соборе, в 1650 году, появился царский указ о начале в монастыре большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое (частично засыпали и овраг, некогда разделявший две вершины горы Сторожи). Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего ансамбля в целом) осталась древняя святыня монастыря – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Все остальные здания, обращенные фасадами к собору, расположились ниже по склону холма. Хозяйственные помещения были сосредоточены в северной части, за звонницей и Трапезной палатой, и не мешали лицезрению соборной площади. Почти все это сохранилось до наших дней. Исчезли лишь больничные палаты, от которых осталось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены они были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом – церковью во имя святого Иоанна, сочинителя «Лествицы, или Скрижалей духовных».

    Саввино-Сторожевский монастырь сочетал в себе живописность с рациональным использованием рельефа местности. Павел Алеппский сравнивал его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот – невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

    В 1652 году в монастыре произошло величайшее событие – были обретены нетленными мощи преподобного Саввы. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим преподобным Саввой. Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса. Когда свита рассеялась по лесу для отыскания медвежьего логова и он остался один, из лесной чащи на него внезапно выскочил медведь. Безоружный царь был обречен на верную смерть, но явился около него старец, после чего зверь бежал. Спрошенный царем старец ответил, что его зовут Саввою и он инок Сторожевской обители. Меж тем вернулись некоторые из свиты, и старец пошел к монастырю. В обители Алексей Михайлович узнал, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Савва, зато, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам преподобный. Тогда царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию. 19 января 1652 года, после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора.