Родные просторы. Здание двенадцати коллегий и его окружение Здание 12 коллегий длина

Строительство началось в 1722 году, став первым этапом реализации плана по созданию административного квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини умирает, и за постройкой начинает следить архитектор Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини, зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное заседание состоялось уже в 1732-м.

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

Административный квартал на Васильевском острове не сформировался, коллегии постепенно были перемещены в другие помещения. В начале XIX века в здании Двенадцати коллегий находился Государственный архив, который сильно пострадал от ноябрьского наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа тайных дел были полностью уничтожены.

Главный педагогический институт

С 1804 года в нескольких корпусах здания располагался Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. С 1830 года университету было передано все здание, переоборудовал постройку архитектор А.Ф. Щедрин.

С 1857 года Д.И. Менделеев преподавал в университете курс общей химии. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6 (18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа.

С 1911 года в служебной квартире Менделеева работает его мемориальный музей, а улица, на которую выходит основной фасад Двенадцати коллегий, названа в его честь.

Здание сегодня

В 1933–1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, с 1948 по 1992 год – имя первого секретаря обкома ВКП(б) А.А. Жданова. В наши дни здание Двенадцати коллегий не только памятник культуры федерального значения, но и главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета – одного из лучших вузов России.

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. С 1819 года в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет, также в нем находится музей-архив Д. И. Менделеева.

Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения Санкт-Петербурга. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году.

Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой.

Оригинальная внутренняя отделка здания в наши дни сохранилась только в Петровском зале — здесь можно увидеть скульптуру, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой, сохранившиеся с XVIII века.

В XVIII веке в здании Двенадцати коллегий размещались высшие органы государственного управления Российской империи: коллегии, Сенат и Синод. После расформирования коллегий, в 1804 году, в здание въехал Педагогический институт, а в 1835 году его передали Санкт-Петербургскому университету, этот вуз находится здесь и сейчас.

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены известного кинофильма Георгия Данелия «Осенний марафон».

Здание Двенадцати коллегий включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Двенадцати коллегий будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , зданиями

Поди сейчас найди таких специалистов. Новой столице без административного квартала никуда. В 1722 году начали строить здание Двенадцати коллегий. Там собирались разместить Сенат, Синод и коллегии - министерства по-нашему, современному. Денег в казне раннего Петербурга было не так уж много. А домов требовалось сразу двенадцать! Отдельно стоящие, они бы потребовали кучу денег. Но архитекторы нашли решение.

В новой столице жилые дома строили «сплошной фасадой», без промежутков. То есть торцевая стена делалась общей для двух домов. Вот по этому принципу и возвели министерства. Прообразом послужили Приказы Московского Кремля, построенные в конце семнадцатого века. Их зодчие переосмыслили и получилось двенадцать идентичных трехэтажных секций в стиле петровского барокко.

Первое заседание министерств прошло в 1732 году. Спустя семьдесят лет сюда переехал Педагогический институт, а в 1835-м здание передали Санкт-Петербургскому университету. Тогда же коллегии перестроили под учебные нужды.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Здание Двенадцати коллегий неспроста передали университету. Министерства перебрались на материк по банальной, но очень принципиальной причине. В восемнадцатом и начале девятнадцатого века постоянных мостов через Неву не было. Так что правительственным мужам приходилось перебираться на Васильевский остров либо по наводным переправам, либо на лодках. О капризах петербургской погоды рассказывать много не стоит. То ветер, то волна с Финского залива много не покатаешься. Порой коллегии оказывались отрезанными от других районов города. Вот потому и перенесли госучреждения на левый берег Невы. А студенты народ такой - и потерпеть могут.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Журналист «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге» Татьяна Зазорина:

На днях исполнилось сто лет со дня рождения знаменитого ученого Льва Николаевича Гумилева . Для кого-то это далекая история, сын великих поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. А для нас, студентов семидесятых, это был просто преподаватель университета.

Он, как стихи родителей, читал свою пассионарную теорию. Это было так прекрасно и непонятно! А потом мы бегали за ним по коридорам здания Двенадцати коллегий и просили пересдать зачет…

КСТАТИ

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены фильма «Осенний марафон» Георгия Данелия .

ЛЕГЕНДЫ

Студенты поговаривают, что аккурат перед зимней сессией по залам библиотеки ровно в полночь из стеллажа с книгами появляется призрак. Привидение медленно обходит территорию, что-то ищет, а после растворяется в воздухе. Кто-то предположил, что это какой-то нерадивый ученик, который провалил экзамены. Не ответил на каверзный вопрос профессора, а теперь ищет на него ответ в учебниках.

Рассказывают, что Петр I за строительством коллегий не следил - отбыл по делам из Петербурга. Руководить делом поручил своему ближайшему соратнику, Александру Меншикову . Тот отказываться не стал - дело-то важное.

По задумке архитекторов здание Двенадцати коллегий фасадом якобы должно на Неву выходить. Посмотрел Меншиков на план административного квартала и обомлел: длина всех строений аж четыреста метров. «Эдак места на дворец не останется», - подумал светлейший князь да и постановил построить здания перпендикулярно Неве. На освободившейся территории Александр Данилович и воздвиг свои роскошные хоромы, не чета царским.

Когда Петр I вернулся в город и увидел, что за безобразие творится на Васильевском острове, осерчал. Досталось Меньшикову от разъяренного царя - отходил дубинкой по спине. Говорят, даже казнить собирался, но потом передумал и ограничился крупным штрафом в казну.

Историки эту легенду развеяли: фасад Двенадцати коллегий на Неву и не рассчитывали ориентировать. Он должен был выходить на главную площадь города, которая и планировалась на Васильевском острове.

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге – один из важнейших архитектурных памятников 18 века, построенных в стиле петровского барокко. План огромного комплекса разработал Д. Трезини.

Согласно проекту, комплекс должен был состоять из двенадцати зданий, соединенных флигелями и переходами. В домах предполагалось разместить высшие госучреждения.

Строительство началось в 1722 году, но работы часто прерывались из-за наводнений. Основной корпус был сооружен в 1732 году. Это был огромный трехэтажный дом из дорогостоящего камня длиной в 392 м., высотой – в 15 м. Комплекс был окрашен в красно-белые тона.

Для украшения здания Двенадцати коллегий Трезини использовал пилоны, статуи, балконы с резными решетками. Все корпуса архитектор оснастил отдельными входами.

До нашего времени в почти неизменном виде дошел Петровский зал. Он богато украшен барельефами, статуями, фресками и картинами. В этом зале, вплоть до переезда в роскошное здание на Галерной улице, заседал Сенат.

К 1829 году большинство министерств были переведены в другие здания. Царь Николай I распорядился передать комплекс Петербургскому университету. На переоборудование здания Двенадцати коллегий под нужны образовательного учреждения власти выделили 0,6 млн. рублей. К 1835 году архитектор А. Щедрин завершил основные работы.

Особый восторг у современников вызвала созданная Щедриным галерея, тянущаяся по всей протяженности второго этажа. Огромный зал с венецианскими окнами, классическим паркетом и изящной меблировкой до сих пор поражает своей красотой. В 1836 году рядом со зданием был разбит великолепный сад, в котором студенты могли отдыхать после занятий. Со стороны улицы сад обнесли массивной решеткой.

В наше время здание Двенадцати коллегий – учебный комплекс СПбГУ с одной из крупнейших в России научно-технических библиотек. Дом входит в перечень особо охраняемых культурных объектов России.

Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы. В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра. Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением - в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.

Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.


Историческая справка

Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии - объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам. Строительство продолжалось десять лет - первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году. Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.

Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.

В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.

Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.


Источник фото - www.tourprom.ru

Что посмотреть

В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.


Источник фото - www.wikiwand.com

Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами - галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…


Источник фото - spbu.ru

Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г. музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга. Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.

Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.


Автор фото - Елена Павлова, источник - fotokto.ru

Знаменитые университетские дворики

Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.

Конечно же, самый известный из университетских двориков - это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует. Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.


Источник фото - turbina.ru

Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов - Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?


Авто фото - Елена Плющ, источник - lookmytrips.com


Источник фото - saintpetersburg.zagranitsa.com

Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами. Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой. Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж. Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.


История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года. Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей - но где же Маленький принц? Его придется поискать. Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.


Источник фото - mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards

Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А. Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г. Постников, 2004).

Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста...»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника - Константин Симун. Среди его работ - знаменитое «Разорванное кольцо». Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно. Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.


Источник фото - www.citywalls.ru

Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.


Источник фото - www.citywalls.ru

Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно. Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит. Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии , где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.

Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург - это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы. Но это ни в коем случае не должно останавливать. Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.

Последнее изменение Среда, 07 марта 2018 11:41