Памятники владимиро суздальской земли где находится. Школьная энциклопедия. Белокаменные памятники владимира и суздаля — фото

Искусство Владимиро-Суздальского княжества оказало огромное влияние на культуру формирующейся Москвы. Но на самом пике своего расцвета оно было прервано вторжением Батыя.

В результате нашествия погибла значительная часть населения Руси. Киев, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир-Волынский, Чернигов, Переяславль, Рязань и многие другие города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси понесла значительный урон.

Немного истории

В 1132 г. умер последний могущественный киевский князь Мстистав Великий. Именно эта дата стала началом распада Киевского государства. Эпоху XII-XVI вв. называют удельным периодом или феодальной раздробленностью .
Княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, а также Новгородская и Псковская республики – вот во что превратилась могущественная Киевская держава. Это были миры, обособленные в своих эгоистических принципах, но в то же время связанные русским национальным сознанием. Каждое из княжеств оставило свой след в искусстве, но политическое и культурное первенство принадлежало всё-таки Владимиро-Суздальскому княжеству.
Отдалённым следствием распада Киевской Руси стало формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Формально Киевская Русь существовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240), а Киев продолжал считаться главным городом.

Карта Киевской Руси в 1237 г.
Итак, Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской (её по-другому называли Залесьем) и начинает развиваться в совсем иных природных условиях. «Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность...» (В. Ключевский).

Искусство

Зодчество, живопись и ваяние представлены во Владимиро-Суздальском княжестве во всё своём великолепии. За столетие это искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском) до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве.

Зодчество

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси. Построена в правление Юрия Долгорукого, датируется 1152 г. В настоящее время здесь музей. Ки́декша – село в Суздальском районе Владимирской области.
Церковь Бориса и Глеба одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из тщательно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 г. В настоящее время здесь расположен филиал городского музея-заповедника. Это одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Толщина стен: от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Интерьер собора
Как известно, город Владимир назван в честь его основателя, Владимира Мономаха. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский – перенёс сюда свою резиденцию.
Андрей Боголюбский – государственный деятель, полководец и дипломат.

В. Васнецов «Андрей Юрьевич Боголюбский». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.
Много можно было бы рассказать о непростом характере этого князя и о его не всегда благочестивых поступках, но рамки статьи не позволяют нам этого сделать. Скажем только, что заслуга его заключается в том, что он приостановил распад Руси и понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра её объединения. Город Владимир, как и всё княжество, стал при нём крупнейшим центром русской культуры. Боголюбский собрал в своё княжество «всех земель мастеры», особенно из Галицкой Руси, бывшей в то время связующим звеном Руси с Западом. Но не только оттуда. Истоки владимиро-суздальского храмового строительства следует искать в переплетении многих культур. Однако владимирские шедевры – исключительное явление в мировой культуре, подобных нет ни в одной стране.

Успенский собор (Владимир)

Успенский собор – памятник русского зодчества XII в. Это один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.
В 1992 г. Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Белокаменный собор был построен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. Расписан в 1161 г.
В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Храм Покрова на Нерли (Боголюбово)

Построен в память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар. Это один из самых поэтических древнерусских храмов, он посвящен празднику Покрова. Расположен в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Датой основания считается 1165 или 1158 г.
Старые мастера умели так расположить постройку, чтобы она идеально вписывалась в пейзаж. Расположение храма уникально в том смысле, что церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). И церковь находилась на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Фундамент храма уходит на глубину более 5 м – эта технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
Художник И. Грабарь считал, что «церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства...»
Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но выглядят наклонёнными внутрь, этим достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Первоначальные внутренние росписи храма сбиты при поновлении в 1877 г., т.е полностью утрачены. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма – восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Существует легенда, что князь Андрей построил этот храм после кончины любимого сына Изяслава – в память о нём. Храм стоит, словно свеча, отражаясь в воде, сверкая ослепительной белизной.

Боголюбский дворец (1158-1165)

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 г. основал здесь загородную резиденцию. В этой резиденции он воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Это был настоящий замок-крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Помимо храмов, ансамбль включал 2-этажный каменный дворец и каменный киворий (навес над престолом, поддерживаемый колоннами).
Князь Андрей был убит в этом замке боярами в результате заговора. Во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь.

Золотые ворота (Владимир)

Золотые ворота построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка; оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Это были самые парадные ворота города в XII-XIII вв. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», т.е. они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки 14 м. Массивные дубовые створы ворот висели на кованых петлях. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

Золотые ворота со стороны Козлова вала
Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе.

Дмитриевский собор (Владимир)

В 1194-1197 гг., в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества, великий князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо построил собор в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Собор являет собой канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 г. включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор той же конструкции, что и церковь Покрова на Нерли, но отличный от него тем, что не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. От его образа веет не легкостью и изяществом, а эпической силой.
Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм много раз горел и подвергался разграблениям. В результате реставрации 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I храм лишился интереснейших частей - лестничных башен и галерей.
В настоящее время действует как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Особенностью Дмитриевского собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. Украшение Дмитриевского собора скорее всего дело рук русских зодчих и резчиков.

При князе Юрии Всеволодовиче был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125), верхняя его часть перестроена в XVI в. Это шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами собор. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область) в честь св. Георгия (1230–1234).

Сооружён князем Святославом Всеволодовичем. Представлял собой кубический храм с тремя притворами (перестроен в XV в.).

Покрытый сверху донизу узором резьбы, храм действительно напоминает какую-то затейливую шкатулку. Здесь отражены и религиозная, и политическая тематики, и сказочные сюжеты, и воинская тема.

Живопись

О монументальной живописи Владимиро-Суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера.

Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

Фреска из Дмитриевского собора Владимира (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома

Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком
Икон XII-XIII вв. Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, но среди них есть настоящие шедевры иконописи.

Это икона «Деисус» (в переводе с греческого «моление, прошение»). С двух сторон молодого Христа изображены скорбные ангелы, композиция символизирует идею заступничества. Обычно справа и слева от Христа изображались Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционном жесте молитвенного заступничества. «Ангельский деисус» включает в изображение Христа и двух архангелов – Михаила и Гавриила.

Владимирская Богоматерь

Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает знаменитая икона «Богоматерь Владимирская». Существует предание, что её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Другие историки считают, что икона была подарком князю от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.
Неизвестный художник соединил в иконе духовное величие с трепетной нежностью матери. Владимирская Богоматерь притягивает взоры своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону сделал покровительницей Северо-Восточной Руси князь Андрей Боголюбский.

Икона «Димитрий Солунский» (XII век) . Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 156 × 108 см. Третьяковская галерея (Москва)
Икона написана неизвестным автором по заказу князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) для Дмитриевского собора во Владимире. Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.
Икона «Ярославская Оранта» – икона Богородицы, написанная в XII-XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
На иконе – изображение могучей, но любящей и сострадающей людям Заступницы всего человечества.

Декоративно-прикладное искусство

Во Владимиро-Суздальской земле на высоком уровне находилось и прикладное искусство. Западные ворота Суздальского собора были расписаны «жжёным золотом», роспись напоминала офорт в графике.

«Золотые врата» Рожденственского собора в Суздале (XIII в.)
Во владимирских кладах найдены браслеты, в которых рисунок орнамента напоминает пластику соборов, ювелирные украшения.

Проезжая по Владимирской области, завернули в Боголюбово, дабы лицезреть объект № 633-004 всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы.

Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживлённом торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году.

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е. храм был возведён за один год.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом.

Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приёма возвели основание стен из тщательно тёсанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м.

Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий её от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчёркивают вертикальную ось сооружения.

В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своём монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причём по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком.

Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

В Залесье была воссоздана основа русской государственности. И там же, во славу этой государственности, был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором все три радующие глаз великие искусства - зодчество, живопись и ваяние - представлены прославленными шедеврами.

В краю лесов естественно расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство древоделей вызывало восхищение современников.

Когда в 1160 г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце X в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви «не было ни будет».

И это искусство оказалось в конце концов сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменном строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси. Не характерно ли, что еще в 70-х годах XII в., когда за владимирцами прочно укрепилась слава каменщиков, их по-старому называли в то же время и древоделями...

Мало что сохранилось от каменных построек Мономаха на северо-востоке. Самые ранние из дошедших до нас тамошних храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком (основателе Москвы), который первым из суздальских князей стал добиваться преобладающего положения на Руси. Это - церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, и собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском.

Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными абсидами и фасадами, широко расчлененными плоскими лопатками. Храмы-богатыри, столь типичные для русского зодчества середины XII в., но в самой своей грузности, приземистости выделяющиеся четкостью архитектурного замысла, могучей в своей простоте красотой. Стены лишены украшений, щелевидные окна - словно бойницы. Эти храмы выстроены в суровое время, когда тяжелая борьба за главенство еще не была завершена суздальскими владыками. Строг и прост храмовый интерьер. При Юрии церковь в Кидекше даже не была расписана и богослужение происходило в ней среди голых стен. Кидекшская церковь заслуживает нашего особого внимания. Это первая церковь, сложенная из белого камня (местного известняка), блоки которого идеально подогнаны друг к другу. От нее-то и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало нынешнюю мировую славу Владимиру на Клязьме.

Церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше. 1152 г.

В город этот, так названный в честь его основателя, Владимира Мономаха, перенес свою резиденцию сын Юрия Долгорукого от брака его с половецкой княжной - знаменитый Андрей Боголюбский.

То был крупный государственный деятель, отважный полководец и изворотливый дипломат. Летописец называет его «самовластием». И действительно, он пожелал властвовать безраздельно и над прочими русскими князьями, и в собственной вотчине. Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправлялся со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию. Твердо шел к намеченной цели. Суздальские войска, к которым присоединились князья, привлеченные Андреем на свою сторону, взяли приступом Киев и разграбили «матерь городов русских». По рассказу летописца, победители не пощадили ничего, ни храмов, ни жен, ни детей: «....был и тогда и Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные». Но, взяв Киев своими полками, Андрей не поехал туда сесть на отцовский и дедовский престол. Пожелал править из Владимира. Историческая заслуга его заключается в том, что он мечом и хитроумной политикой приостановил распад Руси, понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра ее объединения. И личностью, и своими делами он выражал свое время, тревожное и жестокое. Сумел воплотить и объединительные стремления народа. Кончил трагически, убитый в своем дворце в Боголюбове восставшими против него боярами. Но дело его не погибло.


Собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. 1152 г.

А город Владимир, как и все княжество, стал при нем крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких».

То была твердыня, к которой с почтением относились другие европейские государи. И твердыня эта так чудесно украсилась, что и сейчас мы видим в ее памятниках одно из самых высоких достижений художественного гения нашего народа.


«Золотые ворота» во Владимере 1184 г.

В Лаврентьевской летописи читаем, что «приведе ему (Андрею Боголюбекому) бог из всех земель мастеры». Скорее всего, заезжие мастера прибыли из Галицкой Руси, игравшей важную роль в культурных связях Владимиро-Суздальской земли с Западом. Влияние царившего тогда в Западной Европе романского стиля, несомненно, сказалось на владимирском искусстве. Но этим не ограничиваются возможные сопоставления. В частности, истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе, Иране, равно как в Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. Переплетение культур обнаруживается во всем мировом искусстве. Но точно ток же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства (каковы бы ни были его истоки), а романские соборы - шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор, - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей, славя в ней красоту вселенной.


Успенский собор во Владимире. 1158-1161 гг. Расширен в 1185-1189 гг.

Перед памятниками Владимира и Суздаля русский человек той поры должен был испытывать волнение, просветлявшее его душу. Какая ясность и стройность и какая гармония с окружающим пейзажем!

Искусство как увенчание природы... Так ведь мыслил и древний грек, возносясь духом перед Парфеноном.

Мы вспомнили об Элладе не случайно. Не «мраком средневековья», а лучезарной, жизнерадостной красотой, преодолевшей архитектурную суровость предыдущих десятилетий, дышит искусство Владимиро-Суздальской Руси в пору расцвета.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль по праву занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения.

Как твердыня, высятся Золотые ворота Владимира (1164 г.), одновременно служившие городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью, - замечательное сооружение крепостной архитектуры. А на противоположном конце города высились некогда столь же, вероятно, мощные и парадные Серебряные ворота.

Успенский собор (1158-1161 гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой.

Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея!

В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской богома-тери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона. Суровая простота долгоруковских храмов отошла в прошлое. А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.


Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

При Всеволоде, брате Андрея, прозванном Большое Гнездо, Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Автор «Слова о полку Игореве» так обращался к нему:

А ведь можешь ты Волгу
Веслами всю раскропить.
Дон шеломами
Вычерпать!

Зодчие князя Всеволода возвели вокруг одноглавого шестистолпного храма новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.

Мы говорили о переплетении культур, искусств.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания.

И кажется нам правдивым предание, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбовских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали...

Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте.

Да, это такое же совершенство, как классическая дорическая колонна, как самые высокие достижения архитектуры древней Эллады.

Обычного типа небольшой четырехстолпный храм, какие строились при Юрии Долгоруком. Но какое коренное различие! Вместо грузного, вкопанного в землю куба - устремленность ввысь в общем облике и чуть ли не в каждой детали. Удивительное преодоление тяжести камня, материи в сказочной летучести удлиненных форм, подчас создающее впечатление невесомости.


Дмитриевский собор во Владимире. 1194-1197 гг.

Арочный фриз и углубленные многоарочиые порталы - очевидно, романского происхождения, но какими массивными, даже тяжеловесными кажутся в сравнении с церковью Покрова на Нерли современные ей западноевропейские храмы!

В конце XVIII столетия из-за малой доходности для духовенства этой заброшенной тогда церкви игумен Боголюбова монастыря получил разрешение владимирского епископа разобрать ее, чтобы использовать материал для постройки монастырской колокольни. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

При Всеволоде, чья слава и власть так поражали современников и перед которым, по слову летописца, трепетали все страны, «Суздальская область еще в начале XII в., захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII в. является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В. О. Ключевский).

Построенный при нем Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197 гг.) должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не «искали мастеров от немец».

Как и церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпиый крестово-купольный храм. «Но как Покровская церковь отличалась от храмов Юрия, так и Дмитриевский собор был столь же глубоко отличен от церкви Покрова. Зодчими собора как бы руководило желание возвратить его массам тот спокойный, несколько тяжеловесный ритм и мощь, которые были столь типичны для храмов Юрия Долго-рукого... Однако при всем этом храм отнюдь не приземист и не грузен. В отличие от храмов Юрия, Дмитровский собор подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность… Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н. Воронин).

Таково предельно точное определение архитектурного замысла Дмитриевского собора. И все, что тут сказано, объясняет то грандиозное впечатление, которое производит на нас этот храм. В той же степени, что и церковь на Нерли, Дмитриевский собор один из тех шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа.

Но не только благородство форм, не только идеальные пропорции храмового здания создают подлинную уникальность Дмитриевского собора. Мы глядим, глядим на его высокие стены и не можем наглядеться. Как чудесная сказка широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских каменосечцев.

«Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением» (Н. П. Кондаков).

Все так, но вот мы, потомки тех русских людей, что толпились во времена князя Всеволода перед белокаменной роскошью воздвигнутого им собора, любуемся его резной поэмой с тем же, вероятно, что и они детски-радостным восхищением, вовсе не думая о ее назидательном смысле.

Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получила полное развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве, при этом развитие исключительное по своим художественным достижениям. В основе этой пластики - древние традиции деревянной резьбы, восходящие к языческим временам. Народное начало, питавшее древнерусское искусство, тут проявилось особенно ярко в рельефе, сливающемся с архи-тектурой, дополняя ее и украшая. Любовь к природе, прославление ее красоты - вот что составляет истинное содержание этой замечательной декоративной скульптуры. Духовенство не могло этому воспротивиться: заказывая мастерам из народа назидательную композицию, оно неизбежно давало им возможность проявить в ней народную фантазию, жизнелюбивое народное мироощущение, без которых зачахло бы их вдохновение.

Каменная резьба украшает и церковь Покрова. Там, наверху каждого из трех фасадов, библейский царь Давид изображен с гусями среди львов, лишенных всякой свирепости и птиц внимающих его гласу. Но эта сцена, всем своим настроением перекликающаяся с архитектурой храма, не играет существенной роли в общем его облике: это всего лишь прекрасное его украшение. То же можно сказать и про рельефы боковых прясел.

Совсем иным выглядит резное убранство Дмитриевского собора. Оно занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар – полукруглых завершений фасадов, и затем все так же узорчато восходит по барабану. И так все стройно, так изящно распределено, так гармонично согласовано, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, сработанный искуснейшим ювелиром по заказу сказочного великана.

Да, драгоценный ларец. Или - каменный ковер. Каменный узор - излюбленное древнерусское узорочье. Пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса...

Но не передать всего, что рождают память и воображение, когда смотришь издали на эту каменную поэму.

Радость для глаз - чистая, непосредственная, как бы торжествующая над всеми мирскими печалями.

«Чудным велми» показался Дмитриевский собор летописцу. Любо смотреть и вблизи на это узорочье. Несложны сюжеты рельефа. Тот же царь Давид-псалмопевец. Или же как полагал Н. П. Кондаков, за которым следует крупнейший современный знаток древнерусской каменной скульптуры Г. К. Вагнер, - сын царя Давида - мудрый Соломон, автор «Пяти тысяч песней». Александр Македонский, согласно средневековой легенде, возносящийся на небо. А вот и сам Всеволод Большое Гнездо на троне, с коленопреклоненными сыновьями. Обычное для всей тогдашней Европы возвеличение государевой власти, через церковь благословляемой богом.

Что нам до всего этого! Перед нами в стройном узорочье развертывается нечто совсем другое, куда более значительное и не стареющее.

Звери, птицы, растения в самом причудливом изображении: львы с «процветающими» хвостами, гуси со сплетенными шеями и т. д. И все в строчку, как на расшитом полотенце, при этом нарядно, весело, празднично.

Мономах, дед строителя этого храма, говорил в своем «Поучении»: «Зверье разноличнии, и птица, и рыбы украшено твоим промыслом, господи!.. Все же то дал бог на угодье человеком, на снедь, на веселье».

Именно на веселье. И оно так играет, так искрится в легкой резьбе, так славит вселенную, что правильно было сказано: тут уже обожествление самой твари, а не творца. И в этом - непреходящая значительность, сияющая красота скульптурного убранства Дмитриевского собора.

Что это - «звериный стиль», в основе своей восходящий к скифам, а от них к Передней Азии, к Ирану? Быть может, но ведь звери фигурируют в средневековом искусстве самых разных народов - от Китая до Скандинавии. Здесь же звериный мир показан в своем, русском, обличий, восходящем к древнеславянским мифам. Это - русское народное мироощущение, запечатленное в белом камне, искусство русских каменосечцев, в древоделии выработавших свои художёственные приемы и изощренную технику. Русская сказка в камне, исполненная живого трепетного ритма.

«Владимиро-Суздальская пластика занимает совсем особое место в истории средневековой скульптуры. Хотя в ее сложении сыграли свою роль восточные, византийские и западные элементы, тем не менее ни на Востоке, ни в Византии, ни на Западе мы не найдем ни одного памятника, который хотя бы в отдаленной степени повторял то, что было создано руками русских мастеров... И если романская скульптура на Западе стихийно развивалась в сторону обособления фигуры от стены... то на Руси художественная эволюция протекала в обратном направлении. Тяжелый высокий рельеф, таивший в себе возможность перерождения в круглую скульптуру, был переведен русскими мастерами на язык деревянной резьбы, а затем подчинен тому орнаментально-плоскостному началу, которое всегда так ценилось древнерусским художником... На Руси место статуй заступил плоско трактованный рельеф... И в руках древнерусских художников он сделался совершенным средством для выражения их мыслей и чувств» (В. Н. Лазарев).

Истинно народное творчество. И разве не показательно, что даже в близкие нам времена на крестьянских избах (особенно северных областей) встречались украшения, как по своим мотивам, так и по своему стилю напоминающие рельефы Дмитриевского собора?

В этом соборе русскими зодчими и ваятелями была достигнута удивительная согласованность скульптурного убранства с архитектурой. Декоративность рельефов не только не затемняет архитектурного замысла, но еще ярче, убедительнее выявляет замысел, так что весь собор - шедевр гармонии и меры. И потому его совершенство знаменует высшую ступень в развитии владимиро-суздальского строительного искусства.

В воздвигнутом несколько десятилетий спустя (1230 - 1234 гг.) Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, который можно назвать лебединой песней этого искусства, гармония уже нарушена. Тут узорочье, замечательное по своей изощренности и мастерству, стушевывает членения стены, приобретает самостоятельное значение, утверждает победу декоративного начала над архитектурным. А это нарушает художественное единство памятника.

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда - скифский «звериный стиль», а в некоторых случаях видны романские влияния.

Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических - чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента - «Страшный суд» и «Рай».

Еще один памятник владимиро-суздальской земли - Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой - сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках. В XV веке верхняя часть храма рухнула, ее пытался сложить заново в прежнем порядке московский купец и строитель Василий Ермолин, но задача оказалась слишком сложной.

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные их изображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время. Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

Часто можно услышать рассказы историков и архитекторов о русском каменном зодчестве. Особенно среди всех направлений выделяется Владимиро-Суздальская архитектура. Это совершенно не удивительно, поскольку немало памятников культуры, которые можно увидеть в наше время, сохранились именно в этих местах. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля впечатляют и поражают воображение уже многих поколений людей. В статье пойдет речь о многих объектах этого архитектурного направления, мы познакомимся с их историей, внешним обликом и многим другим.

Что относится к этому направлению?

Для начала стоит рассказать о самом термине «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Как ни странно, это не просто обозначение всех архитектурных объектов указанных мест. Оно включено в список К данному термину относится сразу 8 древних памятников архитектуры. Все они расположены во Владимирской области. Для того чтобы понять, как сформировался этот отдельный стиль архитектуры, стоит обратиться к истории.

Владимиро-Суздальское княжество некоторое время являлось важным политическим и культурным центром Руси. Это было в XII-XIII веках. Считается, что направление зодчества, которое развивалось здесь в то время, уникально. Это действительно так, поскольку оно соединяет лучшие традиции русской и византийской архитектуры, объединяя их во многих замечательных объектах.

Известные памятники этого направления

Таким образом, становится понятно, что представляют собой белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Полный список достопримечательностей включаетв восемь объектов, среди них следующие:

  • Успенский собор.
  • Церковь Покрова на Нерли.
  • Церковь Бориса и Глеба.
  • Древний Суздальский кремль.
  • Золотые ворота.
  • Спасо-Евфимиев монастырь.
  • Дворец Андрея Боголюбского.

Каждый из перечисленных имеет свои особенности. Все они являются важными объектами культурного наследия и охраняются государством. Теперь стоит подробнее рассмотреть некоторые из них.

Церковь Бориса и Глеба

Итак, вначале расскажем об этом замечательном объекте. Он представляет собой архитектурную постройку, которая отлично показывает особенности такого направления, как белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Владимирская область может похвастаться многими интересными объектами, однако стоит остановиться именно на этом более подробно.

Церковь Бориса и Глеба представляет собой самую раннюю белокаменную постройку в этих местах, которая относится к 1152 году. Она была создана в те времена, когда правил великий русский князь - Юрий Долгорукий. Все ее линии очень просты, она имеет различные элементы декора, которые смотрятся очень сдержанно. По многим данным, церковь сильно пострадала при монгольском нашествии, однако впоследствии в 1239 году была восстановлена. На протяжении своего существования храм разрушался не один раз, в очередной раз это произошло в XVI-XVII вв. Многие его составляющие были разобраны и сложены заново. Интересно, что здесь проводилось множество археологических раскопок. В результате ученым удалось найти большое число предметов, среди которых - белокаменный саркофаг, детали декора, ранее украшавшего стены церкви, и многое другое.

Успенский собор

Еще один замечательный образец этого направления - Успенский собор. Как и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля, он относится к временам домонгольского нашествия. Собор до сих пор поражает посетителей своим величием и в то же время простотой. По многим данным, долгое время собор являлся центральным местом для богослужений в этих местах. Также здесь происходило множество важных исторических событий, например в храме венчались на княжение многие московские и Особый интерес представляет тот факт, что в соборе находятся фрески Андрея Рублева, их фрагменты сохранились до наших дней. Храм относится к 1158 году, а в 1161-м его стены уже украшали уникальные росписи. Успенский собор был значительно расширен после пожара в конце XII века.

Церковь Покрова на Нерли

Обязательно нужно рассказать и об этой жемчужине белокаменного зодчества. О ней можно услышать во многих источниках, она всегда чрезвычайно популярна среди туристов. Конечно же, все белокаменные памятники Владимира и Суздаля обладают особым очарованием, однако это место поражает своей тишиной и спокойствием. Итак, перейдем к описанию объекта. так же, как и другие рассматриваемые нами архитектурные сооружения, расположилась во Владимирской области. Если говорить точнее, то в селе Боголюбово. Существует несколько причин, по которым памятник культуры является уникальным. Например, его местоположение по-настоящему необычно. Ранее церковь находилась прямо в том месте, где впадала в Клязьму. Таким образом, ее было отлично видно с воды. Однако впоследствии русла рек заметно изменились. Храм начали возводить в 1165 году при князе Андрее Боголюбском, который решил построить его, чтобы увековечить память о своем погибшем сыне.

Суздальский кремль

Не только храмами славится этот край. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, описание которых можно прочитать в этой статье, включают также такой замечательный объект, как Он является еще одним классическим образцом данного направления. Кремль - самая старая часть города, которая, по мнению многих ученых, появилась еще в X веке. Сразу становится понятно, что объект обладает богатой историей, о которой стоит поговорить более подробно. Изначально здесь возвели крепость, вокруг нее располагались земляные валы. На них, в свою очередь, находились стены, а также башни. С XV века сооружение начали укреплять значительно лучше. В то время здесь появилась новая массивная стена из дерева с воротами и 15 башен. Однако большинство построек не дошло до нашего времени, их уничтожил пожар, произошедший в XVIII веке. Сохранились земляные укрепления и некоторые церкви, входящие в состав архитектурного ансамбля.

Это место всегда имело большую популярность у туристов. Каждый день здесь можно увидеть посетителей, поскольку многим интересно увидеть столь древний объект культурного наследия. Таким образом, мы рассмотрели белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Россия имеет множество различных достопримечательностей, однако эти места смогут впечатлить каждого.